Обращаем внимание, что ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202–1 «О прокуратуре РФ» запрещено вмешательство прокуратуры в оперативно–хозяйственную деятельность организаций.
Данное требование раскрыто в п. 8.4 Приказа Генпрокурора РФ от 7 декабря 2007 г. № 195 и п. 1.3 Приказа Генпрокурора РФ от 31 марта 2008 г. № 53:
«при осуществлении прокурорского надзора не допускать необоснованного вмешательства в экономическую деятельность предприятий и организаций и вовлечения органов прокуратуры в хозяйственные споры между коммерческими структурами».
Это не относится к случаям, где могут быть замешаны бюджетные средства или государственная собственность (например, проверки по закупкам в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44–ФЗ, Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 275–ФЗ или использованию федеральной собственности).
Если организация полагает, что требование прокуратуры в рамках проверки нарушает её права либо незаконно возлагает какие–либо обязанности, то она вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ и главой 24 АПК РФ (Обзор судебной практики ВС РФ № 3 (2015)).
Стоит ли предоставлять документы или давать объяснения прокуратуре в случаях, когда вы видите наличие хозяйственного спора, а не нарушение обязательных требований?
Каждая ситуация индивидуальна, но обычно мы советуем кратко изложить обстоятельства спора и, сославшись на вышеуказанные нормы, указать прокуратуре на недопустимость вмешательства в деятельность между коммерческими организациями.
Сомневаетесь в ответе прокуратуре по требованию? Обращайтесь к нам за консультацией.