Недавно мы писали об одном деле, в котором наши требования были удовлетворены, а производство по делу об административном правонарушении прекращено.
Но почему мировой суд, выявив процессуальные нарушения при вынесении протокола, не вернул материалы дела в контрольный орган, а прекратил производство, фактически дав лицу избежать административной ответственности?
Разберёмся подробнее.
Кодекс об административных правонарушениях предоставляет такое право лишь на стадии подготовки дела к рассмотрению по существу (подп. 4 п. 1 ст. 29.4 КоАП РФ), когда протокол или материалы:
Если материалы дела приняты к производству, то по результатам их рассмотрения принимается одно из решений (п. 1 ст. 29.9 КоАП РФ):
Вернуть протокол и материалы для устранения недостатков ни суд ни орган контроля на этой стадии уже не могут, поэтому производство по делу прекращается по одному из оснований, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, даже если в действиях привлекаемого лица есть состав. При этом лицо, прекратившее рассмотрение дела, не вправе делать выводы о виновности или невиновности привлекаемого лица.
Данная позиция неоднократно подтверждалась судами и закреплена в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ № 2 (2015).
Конституционный Суд РФ в Определении от 19 октября 2021 г. № 2131-О выразил свою позицию по данному вопросу.
В деле ГИБДД попыталась переложить всё с больной головы на здоровую и обжаловала прекращение производства по делу, обвинив мировой суд в ненадлежащей проверке (!) соблюдения процедуры оформления протокола на стадии подготовки дела к рассмотрению, в связи с чем ГИБДД лишилась возможности (!) исправить выявленные нарушения, что позволило нарушителю уйти от ответственности.
Суд апелляционной инстанции обратился в Конституционный Суд РФ, полагая, что ст. 29.9 КоАП РФ необоснованно ограничивает процессуальные полномочия судов, не позволяя им выносить справедливые решения, и тем самым препятствует полноценному отправлению правосудия.
Конституционный Суд РФ встал на сторону уже сложившейся практики, попутно указав: